Creating the culture of tuning
Мощность, ресурс, надежность.
 Киев, ул. Крайняя 1
Запись и поддержка:
Консультация:

Есть ли будущее у электромобиля? | все новости

Всем нам так долго говорили о близком завершении эры двигателей внутреннего сгорания из-за отказа от них в пользу электромоторов, что даже интересно стало и чем это вообще можно оправдать заявления такого рода. В самом деле, чудовищность инсинуаций на эту тему уступает  разве что успевшей распространиться массовости заблуждения о том, что электромобили с аккумуляторными батареями якобы кардинально превосходят автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Хотя на самом деле это просто бред, и убедиться в этом доступно любому человеку, хотя бы немного знакомому с миром техники и законами физики.


Если вам предложат спор на тему выяснения перспективности аккумуляторных электромобилей в сравнении с автомобилями с ДВС, то предложите в ответ простой сравнить такую картину. Пустой топливный бак автомобиля объемом литров в шестьдесят среднестатистический человек без проблем сможет держать в одной левой руке, ничуть при этом не перенапрягаясь. Пробег автомобиля на топливе из этого бака вполне может составить 600 км, и это не удивит никого, настолько это обычное дело. Блок аккумуляторов, способных обеспечить электромобилю пробег в те же 600 км, например Tesla Model S, ни один человек не поднимет и не подержит ни при каких обстоятельствах ни в какой руке. Потому, что он весит больше, чем полтонны, не важно, заправлен он или нет. Теперь простой вопрос. Как вообще можно сравнивать в подобной ситуации технику, которая по базовому показателю массы и габаритов источника энергии разнится в более чем десять раз? Очевидно, что о сравнении потенциала техники в этом случае говорить вообще не приходится, настолько электромобиль с блоком аккумуляторов уступает автомобилю с ДВС.


Другим доводом поклонников мысли о превосходстве аккумуляторной экзотики в качестве транспортного средства является утверждение об отсталости ДВС по сравнению с электромотором. Дескать, КПД электромотора порядка 90%, в то время как КПД ДВС не превышает и 40%. Что же, возможно эта критика и была бы справедливой, если бы не одно, традиционно не учитываемое неспециалистами, важное обстоятельство. Дело в том, что функции электромотора и двигателя внутреннего сгорания настолько различаются, что это обстоятельство делает сравнение их КПД просто неуместным. Электромотор преобразует электрическую энергию в механическую энергию, и ничего больше. В отличие от него ДВС преобразует химическую энергию в тепловую, а часть тепловой после этого еще и в механическую энергию, это существенно более сложный процесс, поэтому прямое сравнение здесь просто невозможно. Там и там результат преобразований – механическая энергия, обеспечивающая движения транспортному средству. Но сравнивать их все же не стоит по той же причине, по которой не стоит сравнивать возможность прыгнуть с места с возможностью прыгать с разбега. Электромотор работает с электрической энергией без предварительной обработки, в то время как ДВС предварительный этап такой обработки осуществляет, и по этой причине его возможности несравненно больше при прочих равных показателях. Да, рабочий процесс, задействованный в двигателях внутреннего сгорания несоизмеримо перспективнее процесса, задействованного в электромоторе.


В чем же заключается принципиальное превосходство рабочего процесса ДВС и как выражается его преимущество, обусловленное предварительной обработкой в процессе получения механической энергии? Это превосходство имеет место быть в связи с тем, что высвобождаемая в процессе преобразований энергия в двигателе внутреннего сгорания определяется скоростью протекания сгорания топливной смеси и зависит от этой скорости пропорционально величине на себя умноженной. В свою очередь эта скорость сгорания определяется особенностью предварительной обработки, выраженной как сжатие топливной смеси перед ее сгоранием. В итоге процесс обеспечивает возможность многократного увеличения количества вырабатываемой энергии сугубо за счет сжатия топливной смеси перед сгоранием. Сжатие в два раза больше, чем есть сейчас, дает увеличение выхода энергии в четыре раза. В четыре раза больше сжатие – выход энергии больше в шестнадцать раз. В десять раз больше предварительное сжатие – в сто раз больше полученной энергии. И ограничений на этом пути нет, если говорить о вещах принципиальных. Поэтому потенциал рабочего процесса ДВС несопоставимо больше потенциала электромотора, их попросту невозможно сравнивать с этой точки зрения, ведь электромотор просто расходует запасенную в большом и тяжелом аккумуляторе энергию, и больше ничего.

Однако все рассуждения такого рода кажутся обременительными тем, кто хочет быть убежденным словами без обоснований и подтверждений. И тогда начинаются разговоры о якобы непревзойденных достижениях электромобилей, автомобили с ДВС которые повторить и превзойти якобы не могут. Ведь электромобиль даже при том, что зависим от массивного и габаритного блока аккумуляторов, нередко показывает разгонную динамику, превосходящую этот показатель у автомобиля с ДВС аналогичных размеров. В ответ можно напомнить, что электромобиль гораздо менее традиционных авто приспособлен к динамическим режимам эксплуатации, а потому если только он не адаптирован под задачи динамики специально (что тут же ставит его вровень с оснащенными ДВС авто) то он просто не выдерживает множество ускорений подряд и банально перегревается. Перегревается до возгорания, такова цена подобной эксплуатации электромобиля. ДВС же подобных режимов не боится, и если авто с ним в одной ценовой категории с электромобилем, то мотор с успехом выдерживает сравнение даже сейчас, когда ДВС находятся не на самом лучшем этапе своего развития. И этот не лучший этап обусловлен лишь тем, что занимаются развитием моторами те же организации, которые их потом и продают. Согласитесь, что в таких условиях развитие может быть очень ограниченным, ведь задача получить высокую прибыль не всегда совпадает с целью получить высокий технический результат.

В отношении разговоров о тотальном превосходстве электромобилей с блоком аккумуляторов все еще печальнее, чем можно себе представить. И дело даже не в том, что использование парусов и ветра еще куда более экологичнее и вообще бесплатно, уж если экологичность настолько важна, то давайте использовать их, а не электромобили. Дело в том, что как раз с точки зрения экологии литиевые аккумуляторы электромобилей просто мина с отложенным взрывом по сравнению с ДВС. Литий активный редкоземельный элемент, который при попадании в окружающую среду моментально образует соли тяжелых металлов, не выводимые из организма и отравляющие этот организм. Сотни килограмм лития в каждом транспортном средстве из миллионов на дорогах, каждое из которых по определению источник повышенной опасности, это намного  более серьезно, чем авто с ДВС при всех замечаниях к традиционным моторам.


Список обстоятельств, делающих конкурентоспособность электромобилей относительно автомобилей с ДВС невозможной, можно было бы продолжать и далее. Но делать это едва ли стоит. То, что предложение наводнить рынок транспортных средств электромобилями в ущерб автомобилей с ДВС обусловлено сугубо маркетинговыми причинами очевидно уже после того, что озвучено выше. Что же, место для электромобилей на рынке действительно есть. Небольшое, скромное будущее, которое в таком виде вполне по плечу этому виду транспорта. Самой судьбой ему уготовлено место младшего братца автомобилей с тепловыми двигателями. Примерно такое же, какое принадлежит во всем мире мотороллерам по сравнению с мотоциклами. С подобным назначением электромобиль вполне справится, остальное ему не нужно, да и сам он не нужен в остальном.


Электромобиль с блоком аккумуляторов замечательно подходит на роль очередного средства передвижения в семье, проживающей в городских условиях. При таком подходе даже массивный блок аккумуляторов может сыграть позитивную роль в деле распространения подобной техники. Маленькие и юркие городские автомобили просто опасно эксплуатировать в ситуации, когда они  не в состоянии выдержать порыв ветра от встречного транспорта. Появившись второй раз в истории, первый раз был на заре автомобилестроения и электромобиль даже первым преодолел рубеж скорости в 100 км/ч, словом, повторно появившись на дорогах электромобиль с блоком аккумуляторов имеет шанс закрепиться в своем сегменте рынка. Но не более. И вполне можно утверждать, что нынешние варианты с применением электромобиля в роли спорт-каров или даже в качестве многотонажной грузовой техники скорее все тот же маркетинг. Да, электричество пока еще сравнительно недорого, учитывая суточные колебания цены на него. Да, литиевых аккумуляторов в мире производится чрезмерно, их производители не прочь расширить рынок сбыта для себя. Но все это не может определить тотальное превосходство электромобилей с аккумуляторами над автомобилями с ДВС. Слишком уж велика принципиальная разница превосходства ДВС, чтобы об этом можно было говорить серьезно. Хотя несерьезные проекты как раз и позволяют порой много зарабатывать, все мы помним примеры МММ и аналогичные проекту Мавроди проекты. Тем и хорош рынок, что не дает заскучать, заставляет больше думать и серьезнее ко всему относиться. Для ДВС появление электромобилей тоже вполне может обеспечить такой эффект, это направление стимулирует работы в отношении гибридных силовых установок. Впрочем, об этом лучше поговорить как-нибудь в другой раз, это тема не этого разговора. А по этой теме главное выяснено: электромобиль обладает будущим, но не таким как его ему пророчат любители такого рода техники. В этом можете быть уверены, такое положение дел обусловлено принципами науки и техники, которые маркетинг на наше всеобщее счастье все же изменить не может.




« вернуться назад